Добавь "+1"

Обращение Нотариальной палаты Украины

Обращение Нотариальной палаты  Украины

О проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предоставления должностным лицам органов местного самоуправления права на оформление наследства)», внесенного в Верховную Раду Украины депутатом Мищенко С.

Народный депутат Украины C.Г. Мищенко предлагает внести в Гражданский кодекс Украины и Закон Украины "О нотариате" изменения, согласно которым должностные лица органов местного самоуправления в населенных пунктах, где нет нотариусов, получать право совершать нотариальные действия по наследия. Фактически это приведет к дестабилизации процесса получения наследственного имущества. На сегодня действует ст.1 Закона Украины «О нотариате», согласно которой совершение нотариальных действий в Украине возлагается на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах (государственные нотариусы) или занимаются частной нотариальной деятельностью (частные нотариусы ).

Оформление наследства происходит по достаточно сложной юридической процедурой, то есть логически следует, что выполнять ее должны люди со специальной юридическим образованием. Именно поэтому эта обязанность возлагается на нотариусов, которыми по ст.3 Закона Украины «О нотариате» могут быть граждане Украины, имеющие высшее образование, владеющие государственным языком, имеющие стаж работы в сфере права не менее трех лет, прошли стажировку в течение одного года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдали квалификационный экзамен, получили свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Понятно, что только считанные должностные лица органов местного самоуправления имеют юридическое образование или работали в сфере права.

Оформление наследства - это не просто двухшаговая действие «подал документы-получил документы». Оно предполагает знание видов наследования, установление круг наследников, очередности наследования по закону, оснований устранения от наследования, правовых последствий отказа от принятия наследства, состав наследства, раздела наследства, перераспределения наследия и многих других вопросов.

Отсутствие юридического образования и специальных знаний у должностных лиц органов местного самоуправления создадут, без преувеличения, очень серьезные проблемы при оформлении наследства.

Выдача свидетельства о наследстве является разновидностью юридической деятельности, осуществление которой заключается не в формальной выдачи соответствующего свидетельства, а в предоставлении этому документу юридической сили.Таку гарантию сегодня предоставляют только нотариусы, ПРОФЕССИОНАЛЬНО оценивают достоверность юридических фактов, на основании которых предоставляется свидетельство о праве на наследство . Государство задекларировала полную ответственность за законность нотариальных действий. При передаче органам местного самоуправления полномочий по выдаче свидетельства о праве на наследство государство не может гарантировать профессионализм и законность соответствующих действий должностными лицами этих органов.

Цель, с которой предлагается принять этот Закон, на первый взгляд, является прогрессивной-создать благоприятные условия для населения, проживающего в сельской местности, при оформлении наследства. Однако с вступлением в силу этого законодательного акта ситуация только усложнится. Все документы по оформлению наследства необходимо будет подавать должностному органа местного самоуправления. Наследники вынуждены самостоятельно добираться до соответствующего сельского или поселкового совета или отправлять соответствующее заявление по почте. С учетом того, что количество документов не уменьшится, необходимо будет неоднократно выезжать в районный или областной центр по необходимым для оформления наследства документами и тому подобное. Все это в несколько раз превысит стоимость оформления наследства по сравнению с оплатой услуг нотариуса.

Положение п.п.7 п.2 раздела 1 проекта Закона о дополнении ст.67 Закона Украины «О нотариате» частями, регламентирующие порядок выдачи свидетельства о праве на наследство, не соответствуют требованиям ч.1 ст.24 Конституции Украины, поскольку предвидя выдачу свидетельства о праве на наследство только наследникам первой и второй очереди по закону, ограничивают права наследников третьей, четвертой и пятой очередей. Может реально возникнуть ситуация, когда одновременно открываться дела нотариусом и органом местного самоуправления по одной наследия.

Проект Закона не учитывает некоторых требований Гражданского кодекса Украины, других законов нашего государства. Согласно ст.182, ч.2 ст.331, ч.1 ст.334 Гражданского кодекса Украины право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента государственной регистрации. Правовые действия в отношении недвижимого имущества совершаются, если право собственности или иное вещное право на такое имущество зарегистрировано. Однако в п.п.7 п.2 раздела 1 проекта «отметка о переходе права собственности при выдаче свидетельства о праве на наследство производится должностным лицом органа местного самоуправления путем зачеркивания фамилии, имя и отчество наследодателя на правоустанавливающем документе и исправления по фамилии имя и отчество наследника и должно быть подтверждено подписью должностного лица органа местного самоуправления и печатью этого органа.

Однако в соответствии со ст. 17 Закона Украины «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» для государственной регистрации прав не принимаются документы с подчистками или дописками, зачеркнутыми словами и другими поправками, заполненные карандашом, а также с повреждениями, которые не дают возможности однозначно толковать их содержание .

Должностные лица органов местного самоуправления не имеют возможности проверить или получить информацию из Наследственный реестр и Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений, без чего невозможно вообще оформить наследство, а также внести сведения в электронных баз данных этих реестров по заведения наследственного дела, регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества. На сегодня это право имеют только государственные и частные нотариусы.

С выдачей наследнику свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, нотариус осуществляет государственную регистрацию права собственности за наследника. То есть наследнику нет необходимости обращаться в территориальный регистрационного органа. При оформлении права на наследство должностным лицом органа местного самоуправления нужно будет в обязательном порядке обратиться в регистрационный орган (один в районном центре) с целью получения выписки в выдаче свидетельства о праве на наследство, а также после получения свидетельства с целью регистрации права собственности за наследника. Учитывая это теряется вообще цель принятия этого Закона - упрощение процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество. То есть делаем вывод - полномочия на оформление наследственных прав, а также связанные с этим другие действия уполномоченным должностным лицам органов местного самоуправления предоставлять нельзя. Их должны осуществлять квалифицированные специалисты - нотариусы.

Нотариальная палата Украины является полноправным членом Международного Союза нотариата. Это требует проведения работы по совершенствованию национального законодательства Украины в соответствии с нормами международного законодательства о нотариате и максимального содействия в формирования в Украине нотариата латинского типа. Учитывая сложившуюся ситуацию, предлагаем при разработке законопроектов, связанных с деятельностью нотариата, привлекать представителей Нотариальной палаты Украины, Министерства юстиции Украины и практикующих нотариусов.

Президент
Нотариальной палаты Украины Н.Василина

Уважаемый господин Турчинов!

При согласительного совета парламента 24.02.2014 года народный депутат Сергей Мищенко обратился к Вам реанимировать его Законопроект от 17.09.2012р. за №11216 о предоставлении должностным лицам органов местного самоуправления права на оформление наследства, обосновывая, что эти вопросы должны облегчить жизнь наших граждан.

Нотариусы Украины, которые являются слушателями Международного института развития нотариата, и ученые Львовщины обращаются к Вам прислушаться к нашему обращению о невозможности реализации предложенного п. Мищенко законопроекта, который является противоречащим законам Украины в сфере осуществления нотариальной деятельности, а также законодательным принципам европейских стран , где нотариус выступает гарантом защиты прав и интересов граждан. Открытие наследственных дел в сельской местности затруднит оформления наследства для других наследников, которые в основном не проживают в сельской местности, а наоборот в разных городах и странах (как правило, в сельской местности, где находятся дома, проживают их родители) и им необходимо будет добираться по бездорожью в сельских Советов, кроме этого наследие - это довольно сложный юридический процесс, который требует знаний высшей юридической школы и навыков их применения.

Следует отметить, что сельские и поселковые Советы на сегодня не имеют технической базы и не подключены к Единых и государственных реестров, что также является препятствием для граждан законно оформить их права, в том числе и право собственности на дом, поскольку нотариус выполняет на сегодня и дополнительные функции государственного регистратора в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений", которые не могут обеспечить должностные лица сельских и поселковых Советов.

Просим Вас в этом вопросе не руководствоваться революционной целесообразностью, а все-таки законной и реальной возможностью реализации каждым гражданином нашего государства своих прав.

Эти вопросы, которые выдвигает п. Мищенко, можно решить путем государственного регулирования цен на отдельные виды указанных услуг, предоставляемых лицам, которые требуют повышенного социальной защиты и открытием государственных нотариальных контор в населенных пунктах сельской местности, сегодня прорабатывает Министерство юстиции Украины.

С уважением

Руководитель института Межрегионального института развития нотариата

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Львовского национального университета имени Ивана Франко Дякович Мирослава Михайловна.