Добавь "+1"

Стратегия стабилизационной деятельности Нотариальной палаты Украины в условиях проведения антитеррористической операции в восточных регионах и получения статуса временно оккупированной территории Автономной Республикой Крым и города Севастополя

Стратегия стабилизационной деятельности Нотариальной палаты Украины в условиях проведения антитеррористической операции в восточных регионах и получения статуса временно оккупированной территории Автономной Республикой Крым и города Севастополя

Утвержден Советом Нотариальной палаты Украины «15»  августа 2014 (протокол № 12)

Определение проблемы, на решение которой направлена Стратегия

При сложной ситуации, сложившейся в украинском нотариате на территориях, находящихся в условиях проведения антитеррористической операции (далее - АТО), а также в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, как временно оккупированной территории Украины, для предупреждения наступления катастрофических последствий в нотариате в целом и для каждого нотариуса отдельно, возникает потребность в создании обобщенных принципов помощи нотариальной сообществу, основанные на принципах открытости, прозрачности и оперативности, с целью оказания действенной адресной помощи нотариусам, оказавшихся на этих территориях, и содействие их профессиональной реализации.

Достижение таких принципов должно осуществляться путем создания информационной системы оказания правовой и иной необходимой помощи нотариусам, обеспечение функционирования которой невозможно без предварительного анализа ситуации в зоне АТО и в Автономной Республике Крым Нотариальной палатой Украины (далее - НПУ).

Создание удобных и доступных условий для получения субъектами обращения соответствующей помощи является одной из главных задач НПУ в сегодняшних условиях.

Анализ причин возникновения проблемы и обоснование необходимости ее решения

Причинами возникновения проблемы:

  • Отсутствие полной объективной информации о ситуации, которая сложилась в нотариальной сообществу, оказавшейся в зоне АТО и на временно оккупированной территории в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, в том числе в юридическом, статистическом, материальном и загальножиттевому аспектах;
  • Недостаточное использование информационно-телекоммуникационных технологий при организации оказания помощи нотариусам;
  • Значительные затраты времени на проведение согласительных процедур с государственными органами, органами власти Автономной Республики Крым и города Севастополя, органами местного самоуправления для принятия решения о предоставлении помощи нотариусам;
  • Отсутствие единого доступного и удобного для общественности официального источника информации о субъектах, порядки и условия предоставления помощи соответствующим органам и должностным лицам, о нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми может предоставляться такая помощь.

В настоящее время состояние материальной базы рабочих мест частных нотариусов и нотариальных контор невыясненным. Нет данных относительно пребывания или выезда лиц, осуществлявших нотариальную деятельность с территории, где проводится АТО и из Автономной Республики Крым и города Севастополя. Существует опасность потери бланков, печатей, архивов и средств материально-технического обеспечения.

В соответствии со ст. 16 ЗУ «О нотариате» целью деятельности НПУ является объединение на профессиональной основе усилий нотариусов для защиты профессиональных интересов и социальных прав нотариусов.

Выполнение указанных требований Закона и решение проблемы возможно путем разработки и выполнения Целевой программы создания и функционирования системы предоставления помощи нотариусам на период проведения военных действий в зоне АТО, а также нотариусам, которые оказались на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя или выехали из нее.

Цель Стратегии

Целью Стратегии является создание доступных и удобных механизмов реализации и защиты прав, свобод, законных интересов нотариусов, осуществлявших свою деятельность на территории, где проводится АТО, в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, содействие нормализации их психологического состояния, минимизации материального ущерба, для оказания эффективной правовой и другой необходимой помощи, благодаря скоординированных усилий Нотариальной палаты Украины, государственных и общественных структур, при поддержке Международного Союза Латинского Нотариата.

Условия обеспечения реализации Стратегии

Успешное решение задач Стратегии и комплексное решение проблемы возможно при наличии следующих составляющих:

  • Утверждение и выполнение Целевой программы создания и функционирования системы предоставления помощи нотариусам на период проведения военных действий в зоне АТО, и нотариусам, которые осуществляли нотариальную деятельность на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя;
  • Корректировки законодательных норм и их эффективное применение;
  • Взаимодействия нотариальной общественности с органами государственной власти и местного самоуправления;
  • Всестороннего информирования нотариального сообщества о мерах, осуществляемых.

Основные направления реализации Стратегии

Для реализации Стратегии необходимы совместные согласованные профессиональные действия нотариального сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления по:

  • Предоставление нотариусам возможности остановки / прекращения нотариальной деятельности на основании соответствующего приказа Министерства юстиции Украины, на тех территориях, где соответствующие Главные управления юстиции не работают в обычном режиме;
  • Предоставление возможности сдачи архива нотариусами, прекращают свою деятельность в соответствующем нотариальном округе, после завершения АТО;
  • Предоставление возможности беспрепятственной (небюрократических) регистрации частной нотариальной деятельности в нотариальных округах, где временно находится нотариус в связи с выездом из зоны проведения АТО или переселением из временного оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя;
  • Предоставление возможности трудоустройства государственным нотариусам, которые не работают в связи с простоем в работе в зоне, где проводится АТО;
  • Всестороннего содействия возможности трудоустройства нотариусов на вакантные должности в государственные нотариальные конторы (сбор и отслеживание информации, создание банка данных вакантных должностей и обнародования его на сайте НПУ);
  • Корректировка с налоговыми органами отсрочки представления налоговой отчетности и уплаты налогов нотариусами, осуществляли свою деятельность в зоне АТО;
  • Содействие и всесторонняя поддержка волонтерского движения нотариального сообщества;
  • Предоставление материальной поддержки нотариусам, требующих неотложной медицинской помощи;
  • Оказание материальной помощи в вопросах приобретения военной амуниции нотариусам, которые являются участниками боевых действий в зоне АТО;
  • Создание «горячей линии» для нотариусов, осуществлявших свою деятельность в зоне АТО и на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и городе Севастополе, распространения данных о такой «горячую линию» в пунктах регистрации вынужденных переселенцев и путем направления сообщений на электронные адреса нотариусов;
  • Осуществление координации общения между нотариальной сообществом по вопросам предоставления возможности для временного проживания нотариусов и членов их семей, вынуждены были уехать из зоны АТО;
  • Определение необходимости составления соответствующих комиссионных актов по состоянию наличии документов нотариального делопроизводства и архива нотариуса, государственных нотариальных контор, государственных нотариальных архивов, архивов сельских и поселковых советов после завершения АТО, в связи с невозможностью обеспечения надлежащего хранения архива в период проведения АТО;
  • Употребление других мероприятий, которые будут определяться, как необходимые, в период реализации Стратегии.

Ожидаемые результаты выполнения Стратегии, определения ее эффективности

Выполнение Стратегии позволит:

  • Повысить уровень осведомленности субъектов обращений о возможности получения помощи в сфере защиты профессиональных интересов и социальных прав нотариусов;
  • Создать доступные и удобные условия для получения субъектами обращений необходимой помощи;
  • Стабилизации ситуации по доступу к нотариальным услугам гражданам, в условиях быстрых, непредсказуемых изменений ситуации;
  • Консолидацию межрегиональной нотариальной сотрудничества;
  • Оперативного предоставления нотариусам посильной, неотложной помощи.

Оценка финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения Стратегии

Финансирование Стратегии предполагается осуществлять за счет средств НПУ, Всеукраинской благотворительной организации «Фонд помощи нотариусам» и других источников, не запрещенных законодательством.

Окончательная оценка финансовых ресурсов, необходимых для выполнения Стратегии (с обоснованием их объемов), проводится после обобщения предложений, поступивших от членов НПУ.

Научное сопровождение Стратегии

Научное сопровождение реализации Стратегии осуществлять в рамках научно-исследовательской работы с участием членов НПУ, представителей Министерства юстиции Украины, с привлечением специалистов ведущих высших учебных заведений Украины.

Механизм реализации Стратегии

Стратегия будет реализовываться путем разработки и принятия Программы преодоления негативных последствий проявления сепаратизма и аннексии Автономной Республики Крым и города Севастополя на 2014 - 2018 годы, которая будет содержать перечень мероприятий, ожидаемых результатов, сроков, соответствующих исполнителей, а также партнеров по их реализации.

Мониторинг и оценка

Условием успешной реализации Стратегии является внедрение системы мониторинга и оценки.

Мониторинг и оценку реализации Стратегии осуществляет Совет, аппарат и региональные отделения НПУ с участием Министерства юстиции Украины.

Мониторингу, в целях соблюдения объективности и беспристрастности, будут привлекаться структуры Международного Союза Латинского нотариата, независимые эксперты.

Оценка эффективности реализации Стратегии будет основываться на результатах выполнения Целевой программы, результатах мониторинга, в том числе международных специалистов, опросах общественного мнения.